Люди – рабы своих желаний, но, что еще хуже, зачастую желания эти вовсе не их, а навязанные обществом догмы, которые каждый должен добиваться, а добившись, делать вид, что они доставляют удовольствие. Как и всякий хороший роман с философским уклоном, ‘Шагреневая кожа’ не дает прямых ответов на затронутые вопросы, а побуждает искать эти ответы в себе.
Главный герой писателем ни осуждается, ни поощряется. Есть только выбор и расплата.
В то же время Бальзак поднимает в своем произведении вечные истины. Вечные мечты о счастье, которое все время находится под носом, радость занятия наукой и наслаждение природой.
Финал романа, вопреки трагической концовке, не повергает в апатию, ведь, в отличии от Рафаэля, практически у каждого из нас еще есть выбор.
Рафаэль де Валентен молод, честолюбив и беден. Он мечтает разбогатеть и прославиться, опубликовав философское эссе о великих мыслителях. Однако издатель возвращает ему рукопись. Он влюбляется в светскую львицу Феодору — холодная и расчетливая красавица отвергает его. Проиграв в казино последние деньги, он в отчаянии решает покончить с собой. Но судьбе было угодно, чтобы в этот момент он стал обладателем шагреневой кожи, магического талисмана, который осуществляет любое желание человека, но взамен сокращает отведенное тому время на земле. Заключив роковую сделку, Рафаэль получает все и сразу: солидную должность, огромное наследство, толпы поклонников его писательского дара, любовь женщин, пиры, оргии, вакханалии…
Любовь – наивный ручей, что струится по камешкам, меж трав и цветов,но вот ручей становится речкой, рекой, меняет свою природу и вид от каждого нового притока,затем впадает в неизмеримый океан,который умам несовершенным кажется лишь однообразием, а великие души погружает в бесконечное созерцание.
Есть что-то великое и ужасное в самоубийстве. Для большинства людей падение не страшно, как для детей, которые падают с такой малой высоты, что не ушибаются, но когда разбился великий человек, то это значит, что он упал с большой высоты, что он поднялся до небес и узрел некий недоступный рай.
Оптимистки из эгоизма, жестокие из-за хорошего тона, они ради удовольствий избавляют себя от размышлений и оправдывают свое равнодушие к чужим несчастьям любовью к наслаждениям. Для них грош никогда не стоит миллиона, но миллион представляется им грошом.
Что для нас число дней если в одну ночь, в один час, мы исчерпали всю жизнь, полную мира и любви.
Он вдруг подумал, что обладание могуществом, как бы ни было оно безгранично, не научает пользоваться им.
Жалость – чувство, которое всего труднее выносить от других людей, особенно если действительно подаешь повод к жалости. Их ненависть – укрепляющее средство, она придает смысл твоей жизни, она вдохновляет на месть, но сострадание к нам убивает нас, оно еще увеличивает нашу слабость. Это – вкрадчивое зло, это – презрение под видом нежности или же оскорбительная нежность.
‘Что смерть, если ты перед этим понял смысл жизни’
‘Наше счастье было коротким, но оно стоило целой жизни’